В целях выполнения поручений Президента Республики Беларусь А.Г.Лукашенко по вопросам образования Министерством образования разработаны новые подходы к итоговой аттестации учащихся учреждений общего среднего образования (далее – УОСО).

В IX классе предлагается проводить выпускные экзамены по четырем учебным предметам:

«Белорусский язык» и «Русский язык» – в форме изложения, что позволит проверить уровень сформированности коммуникативных умений и навыков учащихся;

«Математика» – контрольная работа;

«История Беларуси» – в устной форме.

Подходы к проверке экзаменационных работ изменять не планируется.

По результатам итоговой аттестации в IX классе учащиеся получат свидетельство об общем базовом образовании и смогут продолжить обучение в X профильном классе с изучением отдельных учебных предметов на повышенном уровне либо в X базовом классе с изучением всех учебных предметов на базовом уровне, либо в учреждении профессионально-технического или среднего специального образования.

С учетом мнения педагогов предлагается в профильный класс зачислять учащихся, имеющих средний балл свидетельства об общем базовом образовании не ниже 7 и отметки по профильным предметам не ниже 7 баллов.

В XI классе предлагается сохранить выпускные экзамены по государственным языкам «Белорусский язык» или «Русский язык» по выбору учащегося, а также с целью проверки математической и функциональной грамотности – по учебному предмету «Математика», с учетом важности межстранового взаимодействия – по учебному предмету «Иностранный язык».

В целях уменьшения нагрузки на учащихся XI классов предлагается выпускной экзамен и централизованное тестирование по учебным предметам «Белорусский язык», «Русский язык», «Математика» совместить (далее – национальный экзамен, НГЭ). Выпускной экзамен по учебному предмету «Иностранный язык» – проводить в устной форме в учреждении общего среднего образования, в котором обучаются учащиеся. Подходы к формированию экзаменационных комиссий для проведения данного выпускного экзамена менять не планируется.

Общие принципы проведения НГЭ как совмещенной формы выпускных экзаменов и ЦТ (рассадка, правила проведения и т.д.) идентичны принципам, используемым в настоящее время при организации ЦТ.

В качестве учреждения, ответственного за технологическое сопровождение НГЭ, предлагается определить учреждение образования «Республиканский институт контроля знаний», который имеет опыт проведения централизованного тестирования.

Проверка и оценивание работ осуществляется в РИКЗ компьютером с помощью программного обеспечения и по методике подсчета тестовых баллов (по технологии ЦТ). Отметка, полученная на НГЭ, будет переведена в 10-балльную шкалу. В аттестат об общем среднем образовании будет выставлена итоговая отметка с учетом годовой и отметки, полученной на НГЭ. Кроме того, по итогам выполнения заданий НГЭ будет выдан сертификат с указанием количества баллов для участия в конкурсе при поступлении в учреждения высшего или среднего специального образования.

В связи с этим предлагается проводить НГЭ в апреле текущего учебного года на базе имеющихся и дополнительных пунктов централизованного тестирования. Пункты тестирования, будут сформированы таким образом, чтобы радиус подвоза не превышал 70 километров.

С учетом необходимости проведения широкой апробации новой модели итоговой аттестации, внесения изменений  в Правила приема в учреждения высшего и среднего специального образования, разработки новых нормативных правовых актов наиболее оправданным является реализовать данные подходы в 2023/2024 учебном году.

Просим организовать информационно-разъяснительную работу с педагогами, родителями (законными представителями учащихся) по вопросам изменения итоговой аттестации учащихся. К данной работе должны быть привлечены методисты областных (Минского городского) институтов развития образования, на базе которых необходимо предусмотреть проведение круглых столов, семинаров, диспутов и т.д. Для широкого информирования родителей (законных представителей) учащихся информацию о новых подходах к итоговой аттестации учащихся целесообразно разместить на сайтах учреждений образования.

 

Заместитель Министра                                                                                                   А.В.Кадлубай

Добавлено 08.04.2021

 

 

Природа после зимнего пробуждения особенно хороша, а вот для спасателей весна – это пора пожаров из-за неграмотного разведения костров и выжигания сухой растительности.

Каждый год с потеплением лоойщину затягивает дымом. Горит сухая трава… Палы давно стали опасной и неразумной традицией как городских, так и сельских жителей, свято уверенных в том, что выжигание прошлогодней растительности прогревает и удобряет почву, способствует быстрому росту молодых растений и избавляет от насекомых-вредителей. Эти распространённые заблуждения наносят огромный ущерб природе и нередко приводят к трагическим последствиям.

Взрослые, не играйте с огнем! Спасатели постоянно напоминают, что спички детям не игрушка. Однако, исходя из оперативной обстановки, связанной с неосторожным обращением с огнём при разведении костров, уже хочется обратиться к взрослым: не играйте с огнем!

Спасателям известны случаи когда наведение порядка заканчивалось пожаром. От разбушевавшегося пламени может пострадать не только имущество, но и сам поджигатель или случайно оказавшиеся на месте пожара люди.

Для того, чтобы избежать беды, соблюдайте следующие рекомендации:

1) Не сжигайте скопившийся мусор в ветреную погоду. Не оставляйте горящий огонь без присмотра. При сильном ветре прошлогодняя трава вспыхивает на глазах. Тщательно тушите окурки и спички перед тем, как выбросить их.

2) Если вы заметили пожар – не проходите мимо. Начинающую гореть траву вы сможете потушить самостоятельно. При тушении подручными средствами можно сбивать пламя с кромки пожара связкой прутьев или веток лиственных деревьев, либо же забрасывать кромку пожара песком.

3) Потушив пожар, не уходите до тех пор, пока не убедитесь, что огонь не разгорится снова.

4) Если же вы понимаете, что самостоятельно погасить пламя не удастся, немедленно сообщите о случившемся по телефону 101 и постарайтесь как можно быстрее покинуть место пожара.

5) Разведение костров в запрещённых местах влечёт наложение штрафа в размере до двенадцати базовых величин.

6) Сжигать мусор, конечно, можно, но при этом необходимо соблюдать элементарные правила безопасности. Делать это нужно только в безветренную погоду. Костры лучше разводить вдалеке от зданий, леса или скирд соломы. Если ничего из перечисленного поблизости нет, вы готовы следить за огнём и под рукой есть огнетушитель или ведро с водой, значит вы всё делаете правильно.

Добавлено 07.04.2021

Не оставляйте детей одних. Да, сегодня мы, взрослые, должны ходить на работу и постоянно находиться рядом с ребенком не имеем возможности. Но наша задача  - уберечь  их от необдуманных поступков и научить безопасности. И, конечно же, создать безопасные условия проживания.

С начала года на территории Минской области уже зарегистрировано два пожара, от  которых погибло 2 детей…

3 апреля произошел пожар в деревне Зазерка Пуховичского района. Огонь вспыхнул ночью. Возгорание заметил сосед. Мужчина разбил окно в доме и успел спасти четырехлетнюю девочку. Бабушку и второго ребенка спасти не удалось…

Второй случай произошел в марте в агрогородке Старые дороги Стародорожского района. В огне погиб семилетний мальчик. Мама ребенка успела вытащить из горящего дома 12-летнюю дочь, сына спасти не успела… С ожогами женщина была доставлена в реанимацию.

Причины произошедших пожаров устанавливаются.

В Борисовском районе в первые выходные апреля погиб пятилетний ребенок. По предварительной информации мальчик со своей семилетней сестрой находились на берегу реки Сха, бросали хлеб в воду. Родители отдыхали вблизи водоема. Сестра ненадолго отошла, а когда вернулась, брата на берегу уже не было… Без признаков жизни работники МЧС извлекли его из воды…

Мы не можем постоянно находиться рядом с нашими детьми. Но в наших силах уберечь их от беды.

Умеет ли ребенок вести себя, знает ли правила безопасности – это то, о чем необходимо задуматься в первую очередь. Психологи говорят, что даже взрослому человеку необходимо возвращаться к теме каждые полгода, чтобы ее не забыть. Вот несколько тем, на которые следует обратить внимание при общении с ребенком.

ДОМА

1) Ребенок младшего школьного возраста должен знать домашний адрес и номер телефона. Научите его пользоваться мобильным, чтобы при необходимости он мог позвонить в службы экстренной помощи, а также вам на работу. Возле телефона закрепите лист бумаги со всеми необходимыми номерами. Расскажите ребенку, при каких обстоятельствах ими можно воспользоваться.

2) Объясните ему, что в случае пожара необходимо выбегать на улицу и звать на помощь, ни в коем случае нельзя прятаться.

3) Спички и зажигалки храните в недоступных для детей местах.

4) Не разрешайте своему ребенку самостоятельно пользоваться газовыми и электрическими приборами, топить печи.

5) Если есть возможность, поручите старшим детям присматривать за младшими.

6) Ни под каким предлогом не оставляйте без присмотра малолетних детей.

7) Дайте ребенку какое-нибудь задание, поручение, словом, займите его, чтобы в ваше отсутствие он был занят полезным и интересным делом.

ДЕРЕВНЯ ИЛИ ДАЧА

1) Отправляя детей на выходные в деревню или на дачу, еще раз напомните им об основных правилах безопасности. Ведь игры со спичками на чердаках, сеновалах, в сараях, поджигание сухой травы, тополиного пуха – достаточно частое «развлечение» детей дошкольного и младшего школьного возраста.

2) Если вы затеяли на даче длительное строительство или ремонт, оградите опасные участки. Инструменты и материалы убирайте в недоступные для детей места, доставая их по мере необходимости. Объясняйте малышам, что игры на стройке или в местах, где ведется ремонт, небезопасны.

3) Занимаясь хозяйственными делами, не забывайте, что ребенок не должен быть предоставлен сам себе – вы должны знать, где он и с кем играет. Если речь идет о маленьких детях, здесь совет один – не оставляйте их без присмотра даже на несколько минут.

ВОДОЕМ

Немало разочарований и несчастий приносят такие места отдыха, как водоемы. Не отпускайте ребенка на озеро или речку одного, всегда контролируйте ситуацию.

НЕЗНАКОМЫЕ ЛЮДИ

Главное здесь – научить детей, что нельзя общаться с незнакомыми людьми. Спросите у ребенка, что он будет делать, если вдруг останется один дома и в дверь кто-то позвонит. Скажет ли он, что мамы нет дома или вовсе откроет дверь малознакомому человеку – это важно узнать и понять заранее. Научите его, что лучше спросить «кто там?», а затем сказать, что «папа спит». Или сразу же позвонить родителям и сказать, что в дверь кто-то звонит.

БЕЗДОМНЫЕ ЖИВОТНЫЕ

Что делать ребенку, если к нему подойдет бездомная собака, начнет рычать и лаять? Объясните, что нельзя убегать, махать руками и делать другие резкие движения, смотреть в глаза и паниковать. Лучший вариант – остановиться, дать команду «фу!» или «сидеть!», а затем медленно двигаться в укрытие.

ПДД

Кроме того, ежедневно напоминайте своему ребенку о правилах дорожного движения. Это не только о том, как и где переходить дорогу, но и о правилах велосипедиста, ведь езда на велосипеде – одно из любимых летних занятий у детей. К слову, ребятам до 14 лет ездить по дорогам и улицам – строго запрещено. Это относится и к дворам, где ездят машины. Тем, кому еще нет четырнадцати, можно ездить по велодорожкам и закрытым для автомобилей площадках.

ВЫВОД

Конечно, невозможно предусмотреть все ситуации и дать советы на все случаи жизни. Но научить ребенка быть осторожным можно и нужно. И никто не сможет сделать это лучше, чем родители. Внимание, любовь и забота – лучшие средства для защиты вашего малыша от возможной беды. И помните: ребенок всегда смотрит на вас. Поэтому пусть ваш пример соблюдения правил безопасности научит его и подарит ему здоровое, счастливое и безопасное детство.

Добавлено 07.04.2021

Добавлено 30.03.2021

Добавлено 27.03.2021