В ЧИТАЛЬНОМ  ЗАЛЕ БИБЛИОТЕКИ можно окунуться в мир здорового образа жизни:

  • Выставка «Здоровый я – здоровая  малая  Родина  моя»

-  Спортивные  достижения  моей страны

- Спорт  и здоровье

- Духовное  здоровье

- Пешком  по малой  Родине

- Мама, папа , я – спортивная  семья

  • Журналы «Здоровый образ  жизни»
  • Электронные приложения  к  журналу
  • Картотека «Здоровый образ  жизни»
  • «Душой исполненный полёт» -физическая  культура  в  жизни  великих  писателей (Пушкин, Байрон, Лермонтов, Лев Толстой, Хемингуэй)
  • Буклеты, информационные листы.

 

С П И С О К

литературы к выставке

  1. Кобринский, М.Е. Белорусский олимпийский учебник : учебное  пособие / М.Е. Кобринский.- Минск.: Белорусская олимпийская  академия, 2005 .- 240 с. : ил
  2. Кобринский, М.Е. Олимпийское движение. Олимпийские игры : пособие  для  учащихся  и педагогов / М.Е Кобринский . – Минск .: Национальный  институт  образования, 2013. – 104 с.: ил
  3. Минщина, наш милый  край : портрет  региона  в  цифрах  и фактах . Минск .: Международный центр  интеграционной  информации, 2005. – 160 с. ил
  4. Олимпийский марафон : викторины  для  учащихся  I – IV классов//Минская  школа  сегодня. – 2019. – с.45
  5. Решительное нет табакокурению : пособие с  электронным  приложением / авт.- сост . И.В. Залуцкий. - Минск. : НИО, 2007. - с 72
  6. Спортивная энциклопедия Беларуси / редкол. Ю.Л.Сиваков . - Минск . : Беларуская Энцыклапедыя, 2005. – 160 с. : ил
  7. Туристические регионы Беларуси / ред. : Г.П.Пашков.- Минск . : Белар Энцыкл. Імя П. Броўкі, - 608 с. : ил
  8. Формирование здорового образа  жизни : курс консультирования  подростков и  молодёжи : пособие. - Минск .: Современная  школа, 2007.- 200 с.
  9. Методические рекомендации об  организации и проведении дней  здоровья размещены  на сайтах Министерства  образования Республики  Беларусь www.minedu.unibel.by

ПРОВЕРЬ СЕБЯ!

https://forms.gle/LFfjDo5jkgGAdQCc8 

 

Ребята! В рамках недели детской книги предлагаем вам вспомнить свои любимые произведения и окунуться в мир книг, а так же дистанционно принять участие в увлекательных викторинах!

Книги помогают нам замедлиться
«Я тороплюсь!.. У меня нет времени!.. Пока!»

Эти слова можно услышать чуть ли не каждый день в разных странах, во всех точках мира. Не реже мы слышим, что живем в век информационной перегруженности, суетливости и спешки.

Но стоит взять книгу в руки, и ты сразу же чувствуешь перемену. Книги будто имеют волшебное свойство – они помогают нам передохнуть. Стоит открыть книгу и погрузиться в ее умиротворенные глубины, и ты уже не страшишься того, что все пронесется мимо тебя на бешеной скорости, а ты так и не успеешь ничего по-настоящему увидеть. Ты вдруг осознаёшь, что вовсе не обязательно немедленно бросаться сломя голову выполнять какую-то срочную, но маловажную работу.

 В книгах все происходит спокойно и последовательно. Может, это потому, что страницы пронумерованы, а может, потому, что они так тихо и успокаивающе шелестят, когда их переворачиваешь. В книгах события давно прошедшие плавно перетекают в события предстоящие.

Вселенная книги безгранично широка – в ней гармонично сливаются реальное с воображаемым. И иногда ты даже задаешься вопросом, было ли это в книге или в действительности.

 Видел ли я, как изящно талая вода стекает с крыши, как живописно соседская стена заросла мхом – или это образ из книги? Из книги или из жизни я узнал, что ягоды рябины не только красивы, но и горьки? В книге или в реальности я лежал на зеленой траве или сидел, скрестив ноги, наблюдая, как облака проплывают надо мной?

Книги позволяют нам замедлиться, книги учат нас замечать мир вокруг, они дают нам возможность ненадолго присесть и передохнуть. Ведь читаем мы обычно сидя, держа книгу в руках или положив на стол, не так ли?

Наверняка ты замечал и другой чудесный феномен: не только ты читаешь книгу, но и книга читает тебя. Да, разумеется, книги умеют читать. Они читают твой лоб, брови, уголки губ, когда они поднимаются или опускаются. Но в первую очередь книги читают твои глаза. А заглядывая в глаза, они видят… Что ж, ты знаешь, что они видят.

Я убежден, что книгам никогда не скучно быть в чьих-то руках. Тот, кто любит читать, будь то ребенок или взрослый, намного интереснее, чем тот, кому нет дела до книг, кто всегда торопится, у кого никогда не бывает времени остановиться, кто не замечает ничего вокруг.

В Международный день детской книги мне хотелось бы всем нам пожелать: пускай же будут книги, интересные для читателей, и читатели, интересные для книг! 

Кястутис Каспаравичюс

 

ПОИГРАЕМ -  УГАДАЕМ

Кроссворд: Угадай героя сказки.

1.Управитель и эконом кавалер ….

2. Мастер Виноградинка по профессии….

3. Учитель музыки профессор ….

4. Кто в лесу присматривал за домиком кума Тыквы?

5. Служанка графинь Вишен…

6. Племянник графинь Вишен….

7. Знаменитый сыщик мистер ….

8. Индийский философ в зоологическом саду….

9. Один из родственников графинь Вишен герцог ….

10. Сын тряпичника…..

11. Почтальон – паук….

12. Здоровенный сторожевой пес…

 

 

Викторина «Просто сказка»

В названиях русских народных сказок изменена всего одна буква. Нужно найти эти буквы и восстано­вить подлинные названия сказок.

  1. Кепка. __________________________
  2. Лиса и мак.______________________
  3. Мурочка. _______________________
  4. Золотая рубка. _____________________
  5. Царь-певица.________________________
  6. Тихо одноглазое. ____________________
  7. Две моли. __________________________
  8. Шар-птица. ___________________________
  9. Вещий зуб. ___________________________
  10. Полк и семеро козлят. _____________________
  11. Кожа. _______________________________________________
  12. Пеший. ______________________________________________
  13. Кособок. _____________________________________________
  14. Двери в яме. _________________________________________
  15. Марко Рогатый. _______________________________________
  16. Чадо лесное. _________________________________________
  17. Иван – солдатский сон. ________________________________
  18. Медведь – лиловая нога. _______________________________
  19. Двое из Думы. ________________________________________
  20. Кот и киса. _________________________________________

 

Проверь себя! А вдруг  забыл! 

  1. Из какого предмета у Золушки была карета?
  2. Сколько стоит билет в театр Карабаса Барабаса?
  3. Кто такая Фрекен Бок?
  4. Кто смог победить Тараканище?
  5. Что нужно было выложить Каю из льдинок?
  6. Что было в корзинке у Красной Шапочки?
  7. Как попала Дюймовочка в страну эльфов?
  8. В какого животного превратился братец Иванушка?
  9. На чем ездил Емеля?
  10. Где спрятался седьмой козленок?
  11. Мальвина – это девочка с какими волосами?
  12. Кто перенес Айболита в Африку?
  13. В каком государстве жили герои многих русских народных сказок?
  14. Назовите грозное оружие Соловья Разбойника
  15. Назовите единственную героиню сказки «Репка», имя которой нам известно?
  16. Назовите сказочный персонаж, лезущий вон из кожи?
  17. Какой сказочный головной убор нельзя нарисовать?
  18. Кому Винни-Пух подарил на день рождения пустой горшок?
  19. В нем 38 попугаев, 6 мартышек и 1 слонёнок. Кто это?
  20. Кем приходилась сказочной Золушке добрая волшебница?
  21. Жених Мухи-цокотухи.
  22. Из чего сварил кашу хитрый солдат?
  23. Как звали удава из сказки Киплинга «Маугли»? 

«ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ СВОЕГО РЕБЕНКА?»

(Тест для родителей младших школьников)

Каждый ребенок имеет свои творческие задатки. Наиболее полно они раскрываются при чтении художественной литературы. Она пробуждает воображение, обостряет чувства, активизирует ум, развивает ассоциативное мышление. Все эти качества, указывающие на творческую одаренность, имеют свои внешние проявления. Вот тут-то и может оказать услугу предлагаемый тест, рассчитанный на вашу наблюдательность за читающим ребенком.

Тест состоит из 16 вопросов, каждый из которых имеет пару ответов. Поставьте знак + у того варианта ответа (рядом с буквой «А» или «Б», который больше соответствует качеству чтения вашего ребенка).

  1. Когда ваш ребенок научился читать?

А. До школы.

Б. В школе.

  1. Какую литературу он предпочитает читать?

А. Художественную.

Б. Научно-познавательную.

  1. Чтение для вашего ребенка процесс скорее:

А. Эмоциональный или

Б. Рациональный

  1. Чтение вашего ребенка обычно:

А. Целиком его захватывает или 

Б. Он читает нехотя, часто отвлекаясь.

  1. Бывало ли, что под влиянием чтения ваш ребенок:

А. Пытался сам сочинить сказку, рассказ, стихотворение или

Б. Такого не бывало.

  1. Играл ли он когда-нибудь в персонажей прочитанных книг?

А. Да, играл,

Б. Нет, такого не было.

  1. Стимулировали ли чтение желание у ребенка что-либо нарисовать?

А. Да, он часто рисует по следам прочитанного.

Б. Такого стремления не замечалось.

  1. Бывало ли, что он плакал над прочитанным?

А. Да

Б. Нет

  1. Делится ли ваш ребенок с кем-нибудь своими впечатлениями о прочитанном?

А. Да.

Б. Нет. 

10.Пересказывая прочитанное, ваш ребенок: 

А.  Дополняет текст своими придумками, подробностями.

Б. Точно придерживается прочитанного текста.

11.Следя за литературными конкурсами по радио или телевидению, ваш ребенок:

А. Вместе с конкурсантами ищет ответа на поставленные вопросы.

Б. Не пытается отвечать.

12.Выполняет творческие задания по литературе:

А. Охотно.

Б. Неохотно, 

13.Перечитывает ли он свои любимые книги? 

А. Да, он любит это делать.

 Б. Находит, что это пустое занятие. 

14.Рассуждая о жизненных явлениях, ваш ребенок:

А. Нередко прибегает к литературным примерам, аналогиям, образам.

Б. Никогда не ссылается на прочитанное. 

15.Как он относится к языку и стилю читаемого произведения?       

А. Очень чутко реагирует. 

Б. Не обращает на это внимание.

16.Если ребенок ведет записи о прочитанном, то какой они носят характер?

А. Выписывает поэтические описания, свои впечатления.

Б. Записывает оригинальные мысли и необычные факты.

 

 

 

 ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ РАБОТЫ БИБЛИОТЕКИ  в 2019/ 2020

  • организация работы по комплектованию, учету, выдаче документов и учебных изданий библиотечного фонда;
  • организация и ведение справочно-библиографического аппарата информационных ресурсов библиотеки (каталоги, система картотек, тематические базы данных);
  • осуществление библиотечного, информационного и справочно-библиографического обслуживания учащихся, педагогических работников;
  • консультирование законных представителей несовершеннолетних по вопросам организации семейного чтения, а также их информирование о новых поступлениях в библиотеку учебных изданий и книг серии «Школьная библиотека» и др. изданий;
  • организация мероприятий по воспитанию у учащихся интереса к книге и чтению, по формированию информационной культуры;
  • обеспечение сохранности документов в соответствии с установленными правилами.

 

РЕСУРСЫ  БИБЛИОТЕКИ В    2019/20 ГОДУ

  • Основной книжный фонд – 18843 (на 01.01.2019)
  • Фонд учебников – 28357 (на 01.01.2019)
  • Документы на электронных носителях- 58
  • Периодические издания для учителей -22
  • Периодические издания для детей и подростков- 10
  • Компьютер, подключенный к сети Интернет.

 

Правила пользования библиотекой

  1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1.   Правила пользования библиотекой разработаны в соответствии с Кодексом Республики Беларусь о культуре, положением о библиотеке учреждения образования.

1.2.   Правила пользования школьной библиотекой (далее –библиотека) регламентируют общий порядок организации обслуживания пользователей библиотеки, права и обязанности библиотеки и пользователя.

  1. ПРАВА ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ

2.1,   Право пользования библиотекой имеют учащиеся, педагогические работники и другие сотрудники школы, законные представители учащихся школы.

2.2.   Пользователи имеют право:

2.2.1. На библиотечное, информационное и справочно-библиографическое обслуживание согласно их потребностям и интересам.

2.2.2. Бесплатно получать полную информацию о составе и содержании библиотечных фондов, консультационную помощь в поиске источников информации.

2.2.3. Бесплатно получать для временного пользования документы библиотечного фонда.

2.2.4. Получать доступ к информационным ресурсам библиотеки.

2.2.5. Принимать участие в культурных мероприятиях, проводимых библиотекой.

2.2.6. Пользоваться в читальном зале техническими средствами.

2.2.7. Получать во временное пользование любой документ из фонда библиотеки.

  1. ПОРЯДОК ПОЛЬЗОВАНИЯ БИБЛИОТЕКОЙ

3.1.   Учащиеся школы записываются в библиотеку в индивидуальном порядке в соответствии со списками классов, сотрудники школы и законные представители учащихся – по паспорту или другому документу, удостоверяющему личность.

3.2.   На каждого пользователя заполняется читательский формуляр установленного образца. Формуляр читателя – документ, удостоверяющий факт и дату выдачи пользователю изданий из фонда библиотеки и приема их библиотечным работником.

3.3.   При записи в библиотеку пользователь должен быть ознакомлен с правилами пользования библиотекой.

3.4.   На дом документы выдаются пользователям сроком на 15 дней.¹ Количество экземпляров, выданных единовременно (не считая учебников), не должно превышать пяти.

3.5.   Учебная, методическая литература выдается пользователям на срок обучения в соответствии с программой.²

3.6.   Выдача учебных изданий учащимся осуществляется работниками библиотеки с участием педагогических работников.

3.7.   Учебные издания на учебный год выдаются учителям начальных классов и классным руководителям, которые:

3.7.1. Получают издания в библиотеке, выдают учащимся и организуют ремонт и сдачу их в конце учебного года.

3.7.2. Выставляют оценку состояния издания в специальной графе в начале и в конце учебного года.

3.7.3. Заполняют журнал выдачи учебных изданий и ведут его в течение учебного года.

3.7.4. Осуществляют контроль за сохранностью, проводят беседы, конкурсы по воспитанию бережного отношения к книге.

3.8.   Выдача учебных изданий лицам с особенностями психофизического развития, обучающимся в специальных классах, классах интегрированного обучения и воспитания, осуществляется из фондов центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации педагогическим работником, который назначается приказом директора школы.

3.9.   Учащимся, готовящимся к поступлению в учреждения среднего специального или высшего образования, на протяжении учебного года могут дополнительно выдаваться учебные издания (при наличии) по формуляру читателя.

3.10. Очередная выдача документов из фонда библиотеки читателю производится только после возврата

взятых им ранее документов, срок пользования которыми истек.

3.11. Редкие и ценные книги, альбомы, единственные экземпляры справочных изданий, электронные документы на дом не выдаются.

________________

¹ Срок пользования может быть продлен, если на данный документ нет спроса со стороны других пользователей.

² Учащиеся в течение двух недель с момента выдачи учебника могут заменить его, если обнаружат дефект (отсутствуют страницы, имеется типографский брак и др.).

3.12. Число документов фонда, выдаваемых для работы с ними в пределах библиотеки, не ограничивается.

  1. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ И ОБЯЗАННОСТИ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ

4.1.   Выполнять правила пользования библиотекой.

4.2.   Бережно относиться к библиотечному фонду.

4.3.   При выбытии из школы пользователь обязан вернуть все числящиеся за ним документы из фонда в библиотеку.

4.4.   Пользователь обязан:

4.4.1. Возвращать взятые им документы из фонда в установленный библиотекой срок.

4.4.2. Не выносить из помещения библиотеки документы без записи в принятых библиотекой формах учета.

4.4.3. Бережно относиться к библиотечному фонду (не делать в книгах пометок, подчеркиваний, не вырывать и не загибать страницы и др.).¹

4.4.4. Соблюдать в библиотеке тишину, не нарушать порядок расстановки книг на полках открытого доступа к фонду.

4.4.5. Ежегодно в начале учебного года проходить перерегистрацию.

4.5. Пользователь, утерявший документ из фонда библиотеки или нанесший ему невосполнимый ущерб, обязан заменить его соответственно таким же (в том числе и копией в переплете) или признанным библиотекой равнозначным. При утере, повреждении электронного носителя (диска) пользователь должен возместить электронный носитель (диск), а учреждение образования – обеспечить запись соответствующей информации на данный носитель.

4.6.   За утерю документа из фонда библиотеки или нанесение ему невосполнимого ущерба несовершеннолетним читателем ответственность несут его родители, опекуны, попечители.

4.7.   Пользователи, нарушившие правила пользования библиотекой, могут быть лишены права пользования на срок 1 месяц. За особые нарушения, предусмотренные действующим законодательством, пользователи несут административную, гражданско-правовую или уголовную ответственность.

  1. ОБЯЗАННОСТИ БИБЛИОТЕКИ ПО ОБСЛУЖИВАНИЮ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ

Библиотека обязана:

5.1.   Обслуживать пользователей библиотеки учреждения

_____________

¹ При получении документов из фонда пользователь обязан тщательно их просмотреть и в случае обнаружения каких-либо дефектов сообщить об этом библиотекарю, который должен сделать на них соответствующие пометки.

образования в соответствии с правилами пользования библиотекой.

5.2.   Создавать и поддерживать комфортные условия для работы читателей в библиотеке.

5.3.   Не использовать сведения о пользователях, их интересах в иных целях, кроме научных и библиотечно-производственных.

5.4.   Давать полную информацию пользователям библиотеки о наличии документов в фонде, систематически информировать их о вновь поступивших документах.

5.5. Оказывать помощь пользователям в выборе необходимой литературы.

5.6.   Предоставлять пользователям (читателям) возможность пользования каталогами, библиографическими и информационными ресурсами.

5.7.   Систематически следить за своевременным возвратом в библиотеку документов из фонда.

5.8. Обеспечить режим работы в соответствии с потребностями школы.

5.9. Обеспечить сохранность и рациональное использование библиотечного фонда, создать необходимые условия для хранения документов.

 

                              

               

 

 

    

ПРАВИЛА  ПОЛЬЗОВАНИЯ  МЕДИАТЕКОЙ

  1. Права и обязанности пользователя

1.1.Право пользования медиатекой гимназии предоставляется всем категориям читателей, записанным в библиотеку.

1.2         Пользователь  имеет право:

  • пользоваться электронными изданиями из фонда медиатеки, электронными изданиями, являющимися приложениями к печатным документам из основного фонда библиотеки, пользоваться электронными ресурсами Интернет.
  • получать помощь в поиске информации;
  • пользоваться всем наличным программным обеспечением;
  • получать информацию о фонде электронных ресурсов медиатеки;
  • сканировать фрагменты документов;
  • использовать собственные устройства (диски, flach);
  • распечатывать материал на принтере;
  • получать информацию о режиме работы медиатеки, условиях работы;
    • Пользователь обязан:
  • соблюдать настоящие правила и распорядок работы медиатеки;
  • бережно относиться к оборудованию и электронным изданиям;
  • по окончании работы закрывать использованные программы, применяя стандартные процедуры выхода.
    • Пользователям запрещается:
  • несанкционированный доступ к платным ресурсам Интернет;
  • переустановка программных средств;
  • копирование больших объёмов информации и сплошное копирование номера электронного журнала из полнотекстовых баз данных;
  • вынос изданий за пределы медиатеки.
  1. Ответственность пользователя.
    • Пользователи, нарушившие настоящие правила, причинившие ущерб оборудованию, несут административную и материальную ответственность.
    • Пользователи, причинившие невосполнимый ущерб библиотеке, медиатеке, исключаются из числа пользователей без права повторной записи.

 

 

 

 

Воспитательная и идеологическая работа

 библиотеки  гимназии г. Логойска

на 2019 / 2020 учебный год

Месяц

Направление работы

№ п/п

Содержание работы

Сроки исполнения

Ответственные

Сентябрь

Формирование информационной культуры, гражданское и патриотическое воспитание

1.

Проведение книжной выставки ко Дню знаний «В  свете  Знаний»

28.08.-05.09.

 

Стрелкова Т.А

2.

Подготовка тематической полки «Новые книги»

25.08.

Стрелкова Т.А

3.

Информационное обеспечение первого урока

Выставка в  библиотеке гимназии, посвященная  Дню белорусской  письменности

Беседа  к Дню Библиотек «Библиотека- территория   толерантности, дружбы  и добра»

28.08.-01.09.

 

 

 

 

 

13.09. 2019

Стрелкова Т.А

4.

Подбор литературы к информационным часам

Постоянно

Стрелкова Т.А

5.

Подготовка мероприятий к памятным, знаменательным датам

 

 

 

 

 

 

По отдельному плану

Стрелкова Т.А

 

Воспитание культуры безопасной жизнедеятельности, быта и досуга

6.

«Я выбираю Жизнь» (месячник  профилактики  суицида)

10.09-10.10.2019

Стрелкова Т.А

Октябрь

Формирование информационной культуры, гражданское и патриотическое воспитание

7.

Выставка к Дню  Учителя  «А мне  учиться  нравится»

Оформление выставки к месячнику ЗОЖа «Молодёжь. Здоровье. Образ  жизни»

30.09 -06.10.2019

 

01.10 -31.10.2019

Стрелкова Т.А

Ноябрь

8.

Выставка к Году Малой  Родины « Я тут живу»

Сентябрь-декабрь

Стрелкова Т.А

Декабрь

9.

Проведение рождественских акций

С 18 декабря

Стрелкова Т.А

10.

Проведение рейда «Сохрани книгу»

В течение месяца

Стрелкова Т.А

Январь

Воспитание культуры здорового образа жизни

11.

Оформление книжной выставки «Здаровы я – здаровая краіна» ко Дню здоровья

05.01.

Стрелкова Т.А

           

Февраль

Формирование информационной культуры, гражданское и патриотическое воспитание

13.

Проведение мероприятий ко Дню гражданской обороны

26.02-01.03.

Стрелкова Т.А

Март

14.

Информационное обеспечение акции «Всем миром против наркотиков!» (к Международному дню борьбы с наркоманией)

26.02.-28.02.

Стрелкова Т.А

Май

15.

Проведение недели детской и юношеской книги

Весенние каникулы

Стрелкова Т.А

16.

Информационное обеспечение мероприятий ко Дню Государственного флага и Государственного герба Республики Беларусь

07.05.-12.05.

Стрелкова Т.А

Воспитание культуры безопасной жизнедеятельности, быта и досуга

17.

Информационное обеспечение недели пропаганды ответственного поведения и безопасной жизнедеятельности учащихся

26.05.-31.05.

Стрелкова Т.А

 

 

В помощь  учителю

Новая методическая  литература   на  начало  2019/20

 

 

  • Журба, А.Ф. Труд в 1 классе                                                                 1 экз               
  • Гуляева, Г.Г. Музыка в 3 классе 1 экз
  • Свірыдзенка, В.І. Беларуская мова  ў 3 класе                                      1 экз
  • Трафимова, Г.В. Человек и мир. 3 класс : книга  для  чтения            8 экз
  • Пикулик, В.В. география  в  6  классе                                                   1 экз
  • Химия в  7  классе : учебно-метод пособие /И. Е. Шиманович          1 экз
  • Лапицкая, Л.М. Англ язык в  9 классе                                                  1 экз

 

 

К н и г и    и з    с е р и и  “ Компетентностный  подход”

 

  • Информатика. 6-7 класс : дидактические и диагностические материалы 1 экз.
  • Информатика. 8-9 класс : дид и диагн материалы                                        1 экз
  • Темушев, С. Н. Беларусь. 6 класс : дид и диагн материалы                        1 экз
  • Корзюк, А.А. История Беларуси. 7 класс : дид и диагн материалы            1 экз
  • Знак, И.Н. История Древнего мира. 5 класс : дид и диагн материалы        1 экз
  • Темушев, С. Н. История Средних веков. 6 класс : дид и диагн матер        1 экз
  • Воронович, В.М. Всемирн история Нового времени : 7 класс : дидакт 1 экз